Африка — горы Атлас

03-11-2016

Встал в 7-00 вместе с муэдзином. Позавтракал, залил емкости кипятком и в 8-14 отправился на подъем. Как всегда, дороги две: одна автомобильная, по которой можно сократить почти 10% подъема, переночевать прямо у высохшего устья реки в небольшом отеле с бесплатной парковкой. Это очень правильное решение, но, как говорится, хорошая мысля…

Вторая дорога сразу идет резко вверх. Как описывает её путеводитель: красивая дорога поведет вас вдоль русла горной реки через аутентичные деревни берберов. Вы сможете воочию посмотреть их быт, а также приобрести разные сувениры из камня, металла, дерева. Цитирую не дословно, но суть передана верно. Мне вот только что не понятно — сама деревня Имлиль вообще ничем не отличается от всех прочих. И ломиться жестко в гору с самого утра, как-то не очень у меня укладывалось в программу плавной акклиматизации. В общем, как и обычно, пошел своей дорогой. Плавно вверх, мимо красивого панорамного вида на соседние деревни и долину.

img-20161031-wa0004 img-20161031-wa0005

Но в конце концов дороги пересеклись и я поплелся вместе со всеми туристами, которые, в основном, использовали осликов (таких пони на длинных ногах, специально созданных для хождения по горам, мулы одним словом). Я сам себе ослик, и шерпа, и проводник в одном лице. Иду неспешно, останавливаюсь, фотографирую. Сверяю маршрут.

А еще тут очень много яблок. Вкусные. Антоновки нет. Штрифель. Очень их много. Тоннами в ящики упаковывают и…Тут вопрос 😉 Или идут на сидр в Ботсвану или на кальвадос в Дагестан. Не понятно, зачем им столько яблок. Продают на каждом шагу.

img-20161031-wa0007 img-20161031-wa0015

Дорога все 5 часов моего движения была вверх. Всегда! Вечно! Разными наклонами, уклонами, траверсами склонов, каменными ступенями, огромными каменными булыжниками, ручьями, речушками и даже мокрым липким снегом. Все это время вверх! Бесконечный, выматывающий подъем. Он забрал все силы. И хотя я понимал, что набрать 1500 вверх будет сложно, но не ожидал, что так.

Дорога отвратительная. Тропа не расчищена. Постоянно камни, сыпуха, болотца, ручейки, булыжники и т.п. Ровно идти не получается, стопа все время в разные стороны. На очередном камне начинает ныть левое колено. Я потянул его еще при спуске в Испании, на время оно меня не беспокоило, а тут на тебе. Пришлось сильно снизить темп. Дошел до приюта в 13-42. Делал 3 остановки по 10 минут. Выпить чаю, выпить воды и перекусить заранее сваренной сублимированной кашей.

img-20161031-wa0006img-20161031-wa0008

В приюте народу полно. Интернета нет, тепла тоже — сушить вещи невозможно. Те полметра у камина не в счет. Будем сушиться по методу Федора Конюхова — в спальнике на себе. В помещении около нуля. Я сижу в пуховой куртке и мне холодно, изо рта идет пар. Даже на 5500 метрах в Непале была печка буржуйка и топили до ночи. Это Африка, детка 😉 Иду искать хоть кого-то. Нахожу, говорю, белому брату надо согреться, пойдем топить камин. Оно соглашается, даже с понтом что-то разожгло. Бумага прогорела и упси ;))) Иду снова. Так повторяется 4 раза. Прошу топор, стругаю бревно. Камин дымит, там на 3200 метрах и так с кислородом проблемы…А тут еще угореть нехитрое дело.  Давай, говорит, окно откроем ;))) Я предложил поиграть в Санта-Клауса и залезть ему в трубу и раз в жизни её прочистить. Вроде разгорелось…

img-20161031-wa0024 img-20161031-wa0022

Увидев камин, народ начал подтягиваться. Потеплело. Расстегнул ворот, а сам всю думаю, когда холодные пальцы к айфону прилипнут. Еще думаю, надо на акклимуху выйти, чтобы завтра до 4200 спокойно пройти, но жалко сил. Перекусил говядинкой и сублимированной гречкой. Сварил бульон на конфорке. Вроде полегчало. Намазал исстрадавшуюся коленку. Судя по тяжелому началу, в эту поездку горы решили меня не пускать 😉 Бывает. Главное, чтобы отпустили. Подумываю о 5 звездах в Марракеше и о тех шерстяных носках, что я не купил на тропе ;)) В треккинговых холодно сидеть без дела.

Вернемся на тропу. Можно взять на прокат пони 😉 всего 15 баксов, можно просто отдать свой рюкзак пони за 15 баксов и пехом вниз 12-15 км. Но после Муласена кажется, что попал в ад, только холодно. Очень запущенная тропа. Есть с чем сравнивать. Даже дикие тропы Фанских гор — автобан по сравнению с тропой до приюта Муфлон.

img-20161031-wa0031 img-20161031-wa0033

Холодно. Народ сидит…в спальниках. Кто-то пытается прыгать и приседать, но на уровне  3200 метров энтузиазм долго не держится 😉

Много французов, испанцев. Были русские, прошедшие на спуск мимо меня со словами: «Вась, ну куда ты пошел?». Есть американцы и итальянцы. В общем, все пестро. Со мной поднимались четверо, примерно в одном темпе. Пара французов, он — инструктор по альпинизму. Если бы не мое колено, я бы их сделал. А вторая пара — бабушка с внучкой. Лидировали половину пути, потом сдулись и пропали из поля зрения, но половину пути они точно прошли. Шли налегке в майках и шортах!!! Их вещи, вероятно, уехали на мулах вверх. Но дошли они или нет, я так и не понял. Тут еще народ разбил довольно большой палаточный городок. Все цивилизовано: туалет, гостиная, штаб ;))) Может они там? По дороге есть много мест для палаток, можно делать промежуточную стоянку, но ночью в ущелье очень холодно, особенно у реки. По дороге также несколько приютом на экстренный случай. Их очень удачно заняли торговцы всякой туристической фигней, ну и едой заодно. Чисто теоретически, при хорошем спальнике там можно до утра переждать, если совсем вилы, например, дождь. Дороги с ручьями — сплошное месиво. Мулы тут 24 часа в сутки курсируют в обе стороны. При любом дожде будет крайне сложно на спуске.

img-20161031-wa0021 img-20161031-wa0023

Будут ли завтра силы на восхождение, я не знаю, т.к. еще в этом холоде как-то ночевать. Реальный колотун. Завтра решу. Колено подскажет правильное решение. По прогнозу погода на завтра хорошая. На вершине минус 6 и снегопад. Кошки обязательны почти на всем маршруте. Мда….

Народу битком. Приткнуться негде. Куча детей от 8 до 16 лет, ну, так на вид 😉 Все французы.

Сходил на акклимуху на 200 вверх. Опробовал кошки. Держат идеально. Маловато поднялся, но через 30 минут закат. На спуске колено дало о себе знать. Я понял, что завтра возможно на ослико-такси вниз. Сам буду ковылять очень долго.

img-20161031-wa0011 img-20161031-wa0016

В 18-30 ужин. Суп из непонятно чего, курица в тажине, марокканские мандарины. В итоге питался своими сублиматами. Вкусно и энергетически восстанавливает. После выхода на акклиматизацию и растопки всех каминов в приюте, стало тепло. Почти в 20-15 пошел спать. Срубало. Французы гульбанили еще долго, пели песни, шумно собирались. Мой штурмовой рюкзачок был собран, коленка натерта Спасателем. Я спал очень сладко.

В 12 ночи я проснулся от того, что кто-то рядом копошиться. Открыл глаза и увидел свет. Блин! Проспал! Уже утро!!! Надо же было встать ночью и подниматься по холоду, чтобы по насту идти, а не месить слякоть сугробов. Это же тяжело очень. А маленькие налобные фонарики «кружили» по каминному залу….

Оказалось, что паника моя напрасна. Это я носом уткнулся в спальнике во внутренний карман, а там был Айфон, он включил мне «свет окна», но пока это до меня доходило, я уже успел нацепить ботинки, на ходу сгрызть два энергетических батончика и выпить 1,5 литра воды. Уже в предбаннике я увидел всего двух человек. Посмотрел на часы 15 минут 12-го. Блин!

img-20161031-wa0019 img-20161031-wa0020

Два человека были местные инструкторы. Они должны были выйти заранее и протоптать маршрут для группы пенсионеров, которая стартует в 4 утра. Еще одна группа, ну и все остальные в большинстве стартуют в 2 ночи, чтобы постараться успеть на восход.

Мы втроем неспешно вышли в ночь. Ребята «дунули» один на двоих и поплыли в гору. «Можно мне с вами, а дядечки?» — в надежде спросил я — «Ну, если сможешь, мы быстро пойдем».

Я пытался не отставать, но подлое колено так не считало. Было жестоко темно и холодно. Ветра не было, но то дымка проплывет, то снег пойдет. Ребята шли быстро, и вскоре я уже не видел их фонарей. Было темно так, что только следы от их кошек я мог вылавливать фонарем. Крутить головой в стороны было бесполезно. Через пару часов мою пуховую курку можно было выжимать. В Непале этот великолепный представитель зимней коллекции Marmot идеально работал на высоте свыше 5000, но там было солнце и я не мерз и пух быстро сох. Через еще минут 10 я понял, что стал замерзать. В рюкзаке был комплект сменного гортекса и штурмовка от все того же Marmot. Разделся по пояс. Пар валит от меня столбом в свете фонарика. Быстро вытираюсь сухой хлопковой футболкой, быстро одеваю гортекс из шерсти мериносов, флис и штормовку. Поверх одеваю пуховый жилет, т.к. на улице градусов минус 10, и спина прикрыта рюкзаком, а грудь…ничем. Жилет стал мокрым еще через час и на вершину я восходил просто в штормовке, которая от обилия от меня влаги стояла колом и практически крошилась 😉

img-20161031-wa0025 img-20161031-wa0029

Ребят я встретил на спуске. Они спускались, а я как раз двигался по последнему этапу перед вершиной — небольшой ледяной седловине, как мне во тьме казалось. Коленка выла, я еле шел. Вынужден был принять волшебную табле…конфетку, что мне презентовали друзья из маленького, неотапливаемого приюта еще на Муласене в Испании 😉 кто ж знал, что пригодиться. (Извини, Ксафр, это было для тебя ;)))

Конфетка оказалась чудо как волшебной. Коленка родилась заново. Терминатор проснулся 😉 Я и попер как танк. В итоге, фонарик сдох. На таком холоде не выдержали батареи и я врубил фонарик Айфона. Уже на вершине, я уперся в какой-то металлический столб, или конус из прутьев. Было жутко холодно. Перчатки промокли и Айфон не смог определить пальцы 😉 точнее тепло. Фонарь так и горел, вместе со звездами, под небольшой снежок, от которого было тепло. Мои ноги были как две большие снежные лапы. Я пошевелил пальцами — отлично, работает. Сбил палками снег. Кошки красиво смотрелись на вершине, но Айфон не «видел мои пальцы». Перчатки выбросил. Зубами открыл молнию рюкзака, которая была словно острая бритва. Порез немного вывел меня из холодного ступора. Горняшки не было, я отлично соображал и хорошо дышал. Проблема была только с пальцами рук. Ну, и с коленом, которое опять решило о себе напомнить. С трудом, почти на спине, упираясь кошками в снежную кромку, я спустился чуть ниже. Ветра не было, от снега было тепло. Я с трудом, кистями рук открыл крышку термоса и ливанул на пальцы. Взвыл, но тут же зашевелился. Растер и спрятал в гортекс под флис. Палки убрал в рюкзак. В таком виде сжатые руки в кулаки во флисе не мерзли, но и не могли держать палки. Да, кто найдет мои перчатки, верните, плиз…

img-20161031-wa0030 img-20161031-wa0028

Айфон при низких температурах вообще не держит зарядку. Он умер окончательно, впрочем, я так и не смог ничего сфотографировать. Я пошел вниз. Следы мои были видны. Я привык к темноте и морозу. Иногда шел снег, иногда все покрывалось туманом, но я словно видел маршрут, моя тень скользила по бороздкам льда, пробитого кошками. Иногда, следы пропадали, и я понимал, что ушел в сторону. Заставлял себя вернуться обратно. Хорошо, что начинало светать. Кроме того, снизу поднималась целая вереница «шахтеров». Значит, уже 4 утра? Они казались так близко, но не приближались ни на метр, как я не пытался бежать к ним навстречу. На самом деле, мы в итоге встретились 😉 и группа молодых, и группа постарше, и дети 8-16 лет ;() все встретились. Солнце взошло и стало теплеть. Приют еще не был виден, но я знал, что он близко. Сидел в луже, пил остатки чая. Пальцы разбухли, но не почернели, а значит — все в порядке.

*****

Утром я, не снимая кошек, завернулся в свой спальник и вытянулся на диванчике в каминном зале. Меня просто не стало. Не было ни гор, ни Африки. НИЧЕГО!

Привели в чувство меня быстро. Трясли за плечо: Миста, Миста, бреекфаста, минт ти!

Утро. Раннее. Судя по всему, проспал не больше часа. Бодро себя чувствую. Сходу выпиваю пару литров воды, чай, лепешка и эти плавленные сырки и джем, который уже…ну, вы поняли. Колено опухло, но пока не болит. Пью обезболивающее и иду собирать вещи. Спальник, рюкзак, перебрать сырое. Кричу: Карету мне, карету! А мне в ответ: ослики устали, белый мистер тоже, поспите, а через 5 часов мы вас отвезем. Неееет! В Саратов, в глушь…

img-20161031-wa0012

В голове вообще все перемешалось. Я шел тогда в ночи и пел Высоцкого и Градского, вниз Бони М — важна была ритмика. Сколько куплетов спел, не помню, но уверен, любая «репа» бы точно сдохла 😉

В общем, нурофен лег на конфетку славно и я побрел вниз. Три раза менял одежду. Жарко. Сделал себе фрэш из апельсинов. Дошел за 4 часа. А потом…

Машина. Дорога. Заправка. Столица.

*****

Меня часто спрашивают, как ты там один? Не страшно? Там хоть европейцы есть? Ступала нога белого человека?

Ступала и не раз! Вообще, мне кажется, что лишь отдаленные уголки Антарктиды или Сахары, и то, максимум квадратный метр, не были пройдены белым человеком. Селфики не все себе делали 😉 особенно во времена Великих Географических Открытий, но многое сохранила история и без фотодоказательств.

Например, Марокко. Самое интересное, что на английским языке страна Morocco. Думаю, это французы со своими нечитаемыми и прочими гласными/согласными намудрили. Доказательств тому превеликое множество. Сколько не пытались они, сколько не вливали денег, все-равно пришлось признавать независимость, но след французского багета и по сей день заметен. Жалко, что не всей французской кухни 😉 Французский турист тут востребован, он тут как дома. Генетически. Многих местных, с кем я общался, связывает родство с кем-то из Франции, многие там родились. Встречал людей из Прованса! Вот, уж поистине, как надо любить Африку! Хотя, по мне, тут Восток. Чистый арабский, исламский Восток. От Африки тут только географические координаты.

img-20161031-wa0038

Так вот, про след белого человека. Французы до сих пор помогают своей бывшей колонии толпами туристов. Они везут сюда евро, в итоге мы получаем высокие цены и избалованных французским языком берберов. Тут проходят велогонки (сам наблюдал это сомнительное мероприятие по местным дорогам, серпантинам, покрытию и по адской жаре), тут множество тест-драйвовых машин от Рено до Фольца. Тут много мото-пробегов, видел 5-6 экспедиций: все на мотоциклах BMW, в «броне» и пару крузаков на сопровождении. Здесь есть завод Рено, видимо, сборочный цех. В общем, не зарастет французская тропа. А про Фольцы не зря написал. Немцам очень не нравилось, что французы под себя подмяли всю Западную Африку и по вопросу Марокко долго с Францией бодались. Даже пытались тут развернуть агитацию, мол, давайте лучше «нох айн маль» по пиву 😉 Но берберы так привыкли к изысканной французской кухне, что переходить на рульку не согласились. Долго ссорились два государства в попытке найти компромисс в вопросе контроля Марокко. Ну, в итоге, независимость победила и обе европейских державы остались с носом.

Потому и немцев здесь не меньше французов. И тестируют они свои машины по полуубитым дорогам не меньше французов. Почему полуубитым? Потому как дороги, надо сказать, все больше качественные, строят их много. Асфальт кладут хороший. Так что, Франция может гордиться своей маленькой сестренкой, которая хоть и дикая (а что еще взять от берберов и варваров), но «симпатишная». Где-то тут еще еврейский след пробегал…не без этого, как всегда, но его яркой выраженности, как, например, в Бухаре 😉 я не учуял. Прячутся за немытыми берберскими физиономиями, да в длинных халатах с капюшонами. Иншалла!

Не сочтите циником, расистом и националистом, никогда таким не был, да и не смог бы столько путешествовать по колоритным странам. Просто, писать о склоках в политике и религии без доли иронии не возможно, иначе скукота. Я не берусь судить о глобальных макропоказателях и мировых движениях, отношениях, я лишь обывательски подмечаю какие-то интересные факты и вещи. Главное, не бояться, как говаривал мой старинный английский приятель.  Не бояться постигать, общаться. Не бояться пробовать, изучать, делиться. Не надо забывать и про осторожность, но это не значит трусить. Бояться — это нормальное свойство любого человека, просто, кто-то подавляет это сильнее других. И бояться надо, только так мы задумываемся об опасности.

Эка меня пробило — выспался за 4 часа 😉 в горах всегда быстро высыпаюсь. В комнате холодно. Залез в спальник, согрелся, но холод все-равно вытягивает, вот организм и высыпается побыстрей, сложно потом заснуть, решил набросать пару строчек.

Как итог: нормально тут, цивилизация — есть банки, интернет, есть даже Ашан и это я еще не доехал до столицы. Кстати, на одометре 1350 км. Местными дорогами ехал? — спросил меня водитель такси, что пил чай рядом со мной в чайхане Имлиля. Да! — гордо ответил я. Он покивал головой и что-то сказал стоящим рядом таксистам, те уважительно закивали. Я был горд 😉

У всех есть интернет, почти все с нормальными телефонами, сидят в ватсапах и фейсбуках. Так что, информационного голода, как, скажем, в Папуа тут нет. Цивилизация. Нет, понятно, что есть кочевые племена, отдаленные деревни и т.п. Они есть везде, во всем мире, ну, разве что в Европе их почти не осталось, хотя в Исландии встречали одичалых. Тут тоже есть, особенно, когда второстепенными грунтовками балуешься 😉 До многих деревень даже дорог нет, только тропы.

Вот и сегодня у меня 1500 м вверх по тропе через забытые и полузабытые берберские деревни, которые уже наполовину пустые, т.к. конец сезона, скоро турист совсем сойдет на нет и пора перебираться на зимовку в Прованс 😉

Да, еще вспомнил. Просили написать про еду — тут все однообразно, почти все готовят в тажине. Это такой глиняный казан с крышкой в виде винного декантера (конус) тоже глиняной. Я попросил поучаствовать в процессе приготовления и, фактически, порцию тушеного с овощами мяса готовил сам. Все очень примитивно. Готовят на газу или на углях. За счет вытянутой формы крышки, как жерло вулкана, все очень быстро пропекается внутри, не требуется печь, в отличие от русской методики запекания в горшочках. Но по вкусу никаких отличий, если не брать отличия в принципе во вкусах овощей и мяса. Состав простой: нижним слоем масло оливковое, немного пряностей, мясо, картошка и сверху всякие перец, лук, чеснок, помидор, морковка. Специи подают отдельно. Соль, перец по вкусу. Ничего сложного. Готовят с курицей, с говядиной и с бараниной, но есть и веганские. На закуску обычно подают салат из свежих овощей с луком и оливками. Гарнира нет.

img-20161029-wa0058

Готовят часто пасту болоньезе ;))) Иногда встречаются шашлыки. Сильно испорченные, явно нет этой кулинарной культуры. Подают свой сыр или творог, кислый, как правило, что и понятно, на жаре иной быстро бы портился. Лепешки делают, но мне они совершенно не понравились. А вот багет, повторюсь, действительно как из Прованса 😉 пробовал в разных местах. Еще готовят кус-кус, не всегда удачно и лучше получается просто с овощами. Мед вкусный. Разный пробовал. Оливковое масло и оливки превосходны, хотя, опять же излишне засолены. Мята очень вкусная. Много восточных специй. Все свежее и ароматное. Дыни не нашел. Видел арбузы в Танжере. Эх, видимо сдам машину вместе с дыней. Последний шанс обменять в Марракеше 😉  Контрабандой же тащил. Есть еще несколько супов, даже гаспачо встречал, но воздержался от дегустации. Да, много делают сладостей ужасного вида и вкуса. Пожалуй, это все, что я могу сказать о «древней африканской кухне», как тут обычно преподносят богатое меню в дорогом ресторане. Наверстаем в столице!